Киевская Русь

Читать

Киевская Русь

Начало древнерусской государственности относится к 862 г., когда, согласно летописной легенде часть восточнославянских племен призвали варяжского князя Рюрика править ими, так как без сильной руки из вне, если верить летописи, постоянно ссорились друг с другом.


Формирование Древнерусского государства в IX-X вв.

Киевская Русь

В.М. Васнецов. «Варяги», 1909 г.

В науке существуют серьезные споры о том, кем на самом деле был Рюрик и каков его вклад в возникновение и развитие Древнерусского государства. Так, еще в XVIII веке возникла Норманнская теория (представители: Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлёцер), утверждающая, что именно варяги-германцы привнесли государственность отстающим в развитии славянам, когда произошло призвание варягов (862 г.). Варяги переняли «государственность» у Древнего Рима и вот теперь привнесли ее на Русь. Без варягов восточные славяне не смогли бы создать государство. Эта теория была создана немцами, работавшими в России в XVIII веке – как раз в период «немецкого засилья» в годы правления Екатерины II, которая, как известна, сама была немкой, поэтому ей данная теория очень импонировала.

Главным противником Норманнской теории являлся М.В. Ломоносов, утверждавший, что славяне находились на достаточно высоком уровне развития и не нуждались в помощи из вне. Так была сформулирована Антинорманская теория.

Историк А.А. Шахматов показал, что «призвание варягов» - это позднейшая вставка в тексте летописи и вполне возможно, что такого события вовсе не было.

Своеобразный консенсус между двумя крайними взглядами нашел В.О Ключевский – великий русский историк. В.О. Ключевский считал: не важно, кем был Рюрик – возникновение государства не зависит от одного человека и раз восточные славяне призвали варягов, значит «было куда призывать».

Как бы то ни было, Рюрик стал первым князем Древней Руси и правил в Новгороде (согласно летописи) с 862 по 879 гг., положив начало династии Рюриковичей. О правлении Рюрика известно крайне мало, вопрос о том, кем был Рюрик на самом деле остается хоть и интереснейшей, но и очень сложной научно-исторической проблемой. Гораздо больше фактов связано с правлением его преемника – князя Олега.

Олег правил с 879 по 912 гг. Он не был родственником Рюрика, но, как считается, будучи одним из приближенных Рюрика, стал регентом при его малолетнем сыне Игоре. В 882 г. Олег совершил поход из Новгорода на Киев, сделав Киев столицей Руси. Олег, тем самым, объединил два главных центра восточных славян (Киев и Новгород) в единое государство. С этого момента можно говорить уже не просто о Древней Руси, но о Киевской Руси.

Объединив и еще ряд других племен под своей властью, Олег решил попытать удачу в борьбе с более серьезным противником – Византией. В 907 и 911 гг. состоялись успешные походы Олега на Византию, в ходе которых он дошел до столицы этого государства – Константинополя. По итогам походов, Русь и Византия подписали выгодные для Руси торговые соглашения. Это были первые письменные договоры Древнерусского государства.

К моменту смерти Олега в 912 г., сын Рюрика Игорь уже подрос и был готов править самостоятельно. Правление Игоря длилось с 912 по 945 гг. Он решил повторить подвиг Олега и совершил ряд походов на Византию в 941-944 гг., которые, однако, не возымели такого же успеха, какого достиг предыдущий правитель.

Так уж получилось, что Игорь стал наиболее известен лишь тем, как его убили. Игорь был убит в 945 г. в племени древлян за попытку двойного сбора полюдья. Полюдьеэто налог, который первые князья собирали с покоренных племен. Согласно “Повести временных лет” (это главная древнерусская летопись), дружинники Игоря сподвигли его, вероятно из жадности, потребовать с древлян больше положенного, за что Игорь и поплатился жизнью. Убийство, произошедшее в главном городе древлян Искоростене, возглавил древлянский князь Мал.

Новым правителем Руси после смерти Игоря стала его жена княгиня Ольга (945-964 гг.). Фактически, ей нужно было решить три задачи, чтобы восстановить порядок в стране:

  1. Вернуть древлян под власть Киева, так как убийство Игоря расценивалось как мятеж и неподчинение,
  2. Усовершенствовать налоговую систему, чтобы подобные беспорядки больше не повторялись,
  3. Повысить авторитет Руси на международной арене.

С первой задачей Ольга справилась жестко, решительно и жесткого, изощренно отомстив древлянам. Они были возвращены под власть Киева.

Киевская Русь

Н. А. Бруни. «Святая великая княгиня Ольга», 1901 г.

Для того, чтобы усовершенствовать налоговую систему, Ольга провела первую на Руси реформу, по которой полюдье отменялось, а вместо него вводились уроки и погосты. Урокэто строго установленный размер дани. Теперь никто не мог требовать больше, а племена не должны были платить меньше четко установленного размера. Погостэто место сбора дани. Племена привозили налог на погост, откуда его забирали люди князя, которому больше не нужно было самому ехать вглубь племени за налогом. Это снижало опасность новых стычек и конфликтов.

Вероятно, устав от потрясений и реформ, Ольга искала душевного покоя и, согласно летописной легенде, в 957 г. отправилась в Византию, где приняла личное крещение, став, таким образом, первым христианским правителем Древней Руси. Крестным отцом Ольги стал сам византийский император Константин Багрянородный. Принятие христианство укрепило авторитет Ольги в глазах христианских правителей Европы, что позволяет нам сделать вывод об успешности решения Ольгой и третьей задачи.

Таким образом, Ольга блестяще справилась со всеми вызовами, стоящими перед ней, навела в стране порядок и передала власть своему сыну Святославу (964-972 гг.).

Святослав, в отличии от матери, не был заинтересован во внутренних реформах. Его единственной страстью были походы, за что он получил прозвище “пардус” (леопард, гепард). Всё своё правление Святослав посвятил военным походам.

В 965 г. он уничтожил одного из главных врагов Руси того времени – Хазарский каганат. Но на смену хазарам пришел новый кочевой враг – печенеги, победить которых предстоит через много лет Ярославу Мудрому.

В 967-969 гг. Святослав совершил ряд удачных походов на Болгарию, в результате чего с 970 по 971 гг. развернулась целая русско-византийская война, окончившаяся поражением для Святослава. После сражения под Доростолом в 971 г., Святослав заключил мир с Византией и покинул Балканы. Дорога домой оказалась тяжелой: по пути на Святослава напали печенеги и в 972 г. убили его.

После смерти Святослава на Руси началась первая междоусобица – битва за власть между сыновьями Святослава Ярополком, Олегом и Владимиром.

Формально главным считался Ярополк, правивший с 972 по 980 гг. В конечном счете в междоусобице победу одерживает князь Владимир, правивший с 980 по 1015 гг.

Своё правление Владимир начал с реформы языческих культов 980 г. Владимир понимал, что единство страны не может держаться лишь на силе оружия, при этом ему не нравилось, что каждое племя восточных славян, имея один и тот же набор языческих богов, почитает их по-разному. Владимир попытался утвердить на всей Руси единый языческий пантеон во главе с богом войны Перуном, но эта затея провалилась.

Потерпев неудачу в религиозной реформе, Владимир вернулся к привычному для князей делу – походам. В начале 980-х гг. Владимир совершил походы на поляков, а также восточнославянские племена вятичей и радимичей.

В 987 г. в Византии вспыхнуло восстание, и император Василий II Болгаробойца призвал князя Владимира на помощь. Владимир помог и в награду потребовал женитьбы на сестре императора Анне. Византийцы отказались под тем предлогом, что не может христианская принцесса выйти замуж за язычника. Тогда Владимир крестился в византийском городе Херсонес (Корсунь), женился, а следом крестил и всю Русь в 988 г., решив, тем самым, задачу с насаждением единой веры в стране.

Киевская Русь

В.М. Васнецов. «Крещение святого князя Владимира». Фреска создана между 1883 и 1895 гг.

После крещения в Киеве сразу же началось строительство первой каменной православной церкви, известной как Десятинная церковь. Строительство шло с 989 по 996 гг.

Крещение оказало огромное влияние на страну:

Остальное время правления Владимира прошло относительно спокойно, разве что ему приходилось периодически разбираться с печенегами, для защиты от которых князь приказал построить засечные черты.

Так, к конце X века в целом сформировалось Древнерусское государство с центром в Киеве. Во главе этого государства стоял князь, опиравшийся в своей власти на дружину. Княжеская дружина делилась на две большие части: 1) старшая – они же бояре, 2) младшая – отроки. Из всех основных признаков цельного и сильного государства на тот момент не хватало, по сути, только одного - единых законов.

Первый расцвет Древней Руси

После смерти Владимира в 1015 г. вновь разгорелась борьба за власть. Главными претендентами были Святополк Окаянный (прозванный так, как принято считать, за убийство своих набожных братьев Бориса и Глеба, которые стали первыми русскими святыми) и Ярослав Мудрый. Война между братьями шла четыре года и была довольно ожесточенной, Святополку пришлось даже обращаться за помощью к польскому королю Болеславу I. Но в решающей битве на реке Альте в 1019 г. победу одержал Ярослав Мудрый, который и стал новым правителем.

Ярослав Мудрый правил с 1019 по 1054 гг. При нем Русь достигает первого расцвета в своем развитии. Одно из главных мероприятий Ярослава – создание первого письменного закона Древней Руси “Русской Правды”. Данный документ ограничил право кровной месте кругом близких родственников, устанавливал наказания (в основном штрафы) за различные преступления, а также закреплял правовое положение основных категорий населения того времени, среди которых можно выделить:

В 1030-1031 гг. состоялся поход Ярослава Мудрого на Польшу, который окончился победой русского войска и возвращением в состав Руси Червенских городов, захваченные поляками еще в 1018 г. Также, Ярослав Мудрый сокрушил печенегов в 1036 г., в честь чего в 1037 г. началось строительство Софийского собора в Киеве.

Но были в политике Ярослава и неудачи: так в 1043 г. состоялась последняя русско-византийская война, в которой Русь потерпела поражение. Договор по итогам войны был заключен лишь в 1046 г. и скреплен династическим браком сына Ярослава Мудрого Всеволода и византийской принцессы из рода Мономахов, имя которой неизвестно. Позже от этого союза родиться будущий выдающийся князь Владимир Мономах.

Несмотря на некоторые неудачи, власть Ярослава Мудрого была настолько сильна, что в 1051 г. он назначил митрополитом русского священника Илариона (раньше митрополитов на Русь присылали из Византии). Иларион, таким образом, стал первым митрополитом русского происхождения. Он известен также, как и автор выдающегося литературного памятника Древней Руси “Слово о законе и благодати”.

Киевская Русь

Фреска из Собора Святой Софии в Киеве, представляющея дочерей Ярослава Мудрого, XI в.

Ярослав при помощи династических браков укреплял связи с европейскими монархами, выдавая замуж за них своих дочерей, что в целом также благоприятно сказывалось на авторитете Руси.

Русь после Ярослава Мудрого

После смерти Ярослава установилась совместная власть его сыновей Изяслава, Святослава и Всеволода, известная, как Триумвират Ярославичей (1054-1073 гг.). Триумвирату пришлось столкнуться с новой кочевой угрозой – половцами, от которых братья потерпели тяжелое поражение в битве на реке Альте в 1068 г.

Народ был недоволен слабостью князей в борьбе с половцами, а также ухудшением положения простых крестьян и различных категорий зависимого населения (закупы, рядовичи и др.), из-за чего в 1068-1071 гг. в некоторых городах бушевали восстания. В ответ на восстания братья Ярославичи внесли изменения в Русскую Правду, отменив кровную месть полностью и ужесточив наказания за восстания. Эти изменения известны как “Правда Ярославичей”.

В 1073 г. Триумвират Ярославичей распадается, до 1078 г. в стране не было стабильности, пока, наконец, в живых из Ярославичей не остался только один Всеволод Ярославич, который и правил с 1078 по 1093 гг. Это было относительно спокойное время.

Примерно в этот же период (вторая половина XI века) появляются древнейшие из дошедших до наших дней памятников древнерусской литературы - "Остромирово Евангелие" и "Изборник Святослава".

В конце XI века с приходом к власти Святополка II Изяславича (1093-1113 гг.; первым Святополком считается Святополк Окаянный), ситуация в стране ухудшается: продолжаются набеги половцев, а князья, вместо того, чтобы бороться с кочевниками, воюют друг с другом. Чтобы остановить раздоры, один из князей, Владимир Мономах, не являвшийся на тот момент главным, предлагает князьям собраться на съезд в Любече. Съезд состоялся в 1097 г., и на нем было решение о прекращении междоусобиц, так как каждый князь должен править в своей земле и не зариться на соседние. С одной стороны это было крайне благоприятное решение, с другой стороны именно вследствие решений Любечского съезда на Руси стали появляться местные династии, что в будущем станет одной из причин раздробленности. Закрепив право владеть своими землями и передавать их по наследству, Любечский съезд, таким образом, нанес удар по лествице - принципу передачи власти к старшему в княжеском роду.

Владимир Мономах, не будучи главным князем, сумел убедить других князей прекратить раздоры. Но оставалась еще одна проблема – половцы. Князья предпринимали несколько попыток победить половцев, но всё было безуспешно, так как они действовали разрозненно. В 1111 г. Владимир Мономах объединил князей и нанес половцам сокрушительное поражение, после которого они перестали представлять какую-либо угрозу для Руси.

В 1113 г. умирает киевский князь Святополк II. Его смерть спровоцировала народное восстание киевлян, среди которых было много недовольных своим положением закупов. Чтобы усмирить восстания, киевская знать позвала на престол наиболее уважаемого в стране князя – Владимира Мономаха, который не только успокоил восстание, но и внес новые изменения в Русскую Правду, известные как “Устав Владимира Всеволодовича” (главной частью которого, в свою очередь, является “Устав о резах и закупах”; резы – это проценты по долгу), в соответствии с которым облегчалось положение закупов, ограничивалось долговое рабство.

Второй расцвет и распад Киевской Руси

Владимир Мономах правил с 1113 по 1125 гг. При нем Русь достигла второго расцвета в своем развитии. При нем же началось создание главной русской летописи “Повесть временных лет”, автором которой считается монах Нестор, (хотя современные ученые считают, что это не совсем так). Русь была едина и сильна. Перед смертью князь оставил наставление своим потомкам о том, как нужно жить и править, известное как “Поучение детям”.

Сын Владимира Мономаха Мстислав Великий (1125-1132 гг.) продолжил политику отца и на некоторое время сумел сдержать единство страны. Однако после смерти Мстислава Великого Русь окончательно распалась на множество независимых княжеств. Закончилась эпоха Киевской Руси, начался период политической (или феодальной) раздробленности.

Что происходило в мире?

В 800 г. была образована империя Карла Великого, распавшаяся уже в 843 г.

В 962 г. образовалась Священная Римская империя.

В 1054 г. христианская церковь раскололась на католическую с центром в Риме и православную с центром в Константинополе.

В 1066 г. англичане потерпели поражение в битве при Гастингсе, и страна была завоевана нормандским герцогом Вильгельмом Завоевателем.

В 1096-1099 гг. состоялся Первый крестовый поход.

Основные даты по теме

Термины


Закрепите тему на практике

К оглавлению

Вперед: "Начало Эпохи раздробленности и завоевание Руси монголами"

Смотрите также:

1. Дискуссия о призвании варягов: было или нет?

2. Кем был Рюрик?

3. Последняя княгиня языческой Руси