Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.

Читать

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.

Итак, Александр I не просто вышел победителем из войны с Наполеоном. Он стал царем царей, одним из наиболее влиятельных монархов в Европе. Возрос авторитет императора и внутри страны. Однако, что интересно и важно отметить, статус Александра как главного охранителя монархических порядков, препятствовал ему в продолжении начатых когда-то либеральных реформ.


После окончания войны с Наполеоном, заграничных походов и Венского конгресса, Александр I смог наконец-то вернуться к начатым во внутренней политике реформам, однако, сам император, как и многие дворяне, прошедшие через всю Европу, уже не был тем человеком, который когда-то делал первые робкие шаги в политике, наивно мечтая о Конституции и разделении властей.

Само российское общество разделилось: одни ждали от императора дальнейшего углубления либеральных прав и свобод, сближения с Европой и даже отмены крепостного права в награду крестьянам за доблесть в борьбе с врагом. Другие считали, что победа России в Отечественной войне лишний раз доказала превосходство российского строя над европейским, а значит ничего менять в существующей системе не нужно. В этой ситуации император Александр I снова начал делать то, что получалось у него лучше всего с самого детства – лавировать.

Александр не хотел отказываться от прежних начинаний, но и боялся предать новые прогрессивные проекты широкой огласке. Поэтому программу реформ второй половины императора, в отличии от первой, готовил исключительно узкий круг лиц в обстановке строжайшей секретности.

Экономическое развитие России

Убытки России за все годы войны с Наполеоном (1812-1815 гг.) составили около 1 млрд. рублей. Чтобы понять реальный масштаб этой суммы для того времени, достаточно сказать, что государственные доходы страны в то время в среднем за год составляли около 100 млн. рублей. Удивительная ирония судьбы заключается в том, что от полного коллапса экономики империю спас протекционистский торговый тариф, подготовленный М.М. Сперанским (которого консервативное дворянство считало, чуть ли не предателем) еще в 1810 г. В награду за свои заслуги М.М. Сперанский, как известно, был отправлен в ссылку перед началом войны. Финансовая помощь со стороны Англии также сыграла не последнюю роль в удержании России наплаву.

Сельское хозяйство

Очевидно, что первоочередной задачей после окончания войны было восстановление экономики, разрушенных городов, сел и деревень. Государство выплатило всего около 15 млн. рублей жителям пострадавших от французов городов.

Особенно в тяжелом положении находился фундамент всей экономики Российской империи – крестьянское хозяйство. С окончанием войны, давление помещиков на крестьян только возросло, что усугубляло и без того непростую ситуацию на селе. Сельское хозяйство страны нуждалось в срочных реформах, народ ждал отмены крепостного права. Того же хотел и Александр.

Как это часто бывало в политике Александра I, перед проведением серьезных преобразований в масштабах всей империи, императору надо было «потренироваться», опробовать принимаемые меры где-нибудь в отдаленных западных уголках страны. Испытать крестьянскую реформу царь решил в Прибалтике. Так, в 1816 году в Эстляндии, а в 1818-1819 гг. в Курляндии и Лифляндии крепостное право было отменено при сохранении земель за помещиками. Одновременно с этим, полным ходом шла подготовка крестьянской реформы и для всей Российской империи. Готовил проект данной реформы генерал А.А. Аракчеев, который был известен как успешный хозяйственник, эффективно организовавший работу в собственном имении в Новгородской области.

В 1818 г. проект А.А. Аракчеева был готов. По данному проекту предполагалось выделять ежегодно по 5 млн. рублей для выкупа земель у помещиков на добровольной основе. Выкупленные земли, затем, должны были бы распределяться между освобожденными крестьянами, однако, крестьянские наделы составляли бы всего лишь две десятины, что вынуждало бы крестьян, по мысли А.А. Аракчеева, «подрабатывать» у помещиков. В целом, проект носил довольно здравый характер и мог бы решить, если и не все, то многие проблемы в сельском хозяйстве, однако, он, как и многие другие начинания императора и его приближенных, так и не был реализован.

В то же время, император утвердил и реализовал другой проект А.А. Аракчеева – введение военных поселений, что позволило сократить расходы на армию. По данному проекту, солдаты должны были совмещать военное дело с ведением хозяйства. В военных поселениях жили солдаты с семьями, а также бывшие государственные крестьяне. Дети, рожденные в военных поселениях, зачислялись на службу. Организовывались военные поселения на государственных землях. Военные поселения просуществовали с 1810 по 1857 гг. и вполне выполнили задачу по экономии бюджетных средств, однако, затормозили свободное развитие сельского хозяйства.

Промышленность и торговля

Промышленность России в период царствования Александра I развивалась, в целом, довольно успешно. К концу его правления количество фабрик и мануфактур возросло примерно в 2 раза по сравнению с началом XIX века. Вполне сбалансировано в эти годы развивалась как легкая, так и тяжелая промышленность. Активно шло внедрение паровых машин. В 1815 г. был спущен на воду первый русский пароход – «Елизавета».

Торговля внутри страны, как и в прежние времена, осуществлялась, в основном, через ярмарки. Крупнейшими ярмарками были Макарьевская в Нижнем Новгороде, Киевская, Харьковская и др.

Реформы в социальной сфере

В рамках второго периода своего правления император всё глубже с каждым годом погружался в религию, обретал так недостающее ему душевное спокойствие в православии. Министерство народного просвещения с 1817 г. превратилось в Министерство духовных дел и народного просвещения. В образовательных учреждениях всех уровней значительно возросла доля религиозного обучения.

В 1824 г. Министерство духовных дел и народного просвещения было расформировано, а его функции был распределены между вновь восстановленным Министерством народного просвещения и Синодом.

Реформы в сфере управления

Продолжая надеяться на то, что когда-нибудь ему удастся все-таки дать России Конституцию, Александр I решил для начала «поэкспериментировать» на территории Польши, находящейся теперь в составе Российской империи. Так, в 1815 г. полякам была дарована Конституция, согласно которой всё население Польши наделялось отныне всеми основными демократическими правами и свободами. Главой Польши объявлялся российский император, однако, в стране формировалась собственная законосовещательная власть – двухпалатный сейм, который мог лишь предлагать новые законы, но не принимать их. Избирательное право ограничивалось возрастным и имущественным цензом. Сейм не являлся постоянно действующим органом: он собирался два раза в год и не должен был работать более месяца. Принятие польской Конституции стало не только первым подобным опытом на территории Российской империи, но и позволило, на время, смягчить напряженность в польском обществе, недовольным своей судьбой под властью России. Поляки считали принятие Конституции лишь началом в деле расширения собственных прав и свобод, в то время, как Александр I полагал, что сделал для Польши даже больше того, что следовало. Польский эксперимент император считал примером для всей Европы.

Завершив дела в Польше, Александр I с узким кругом своих приближенных принялся за разработку проекта Конституции и для всей остальной России. Всю основную работу по подготовке проекта предстояло выполнить Н.Н. Новосильцеву.

В 1820 г. проект Н.Н. Новосильцева – «Уставная грамота Российской империи», был готов. В угоду консервативным силам данная Конституция провозглашала суверенитет не народа, как было принято в конституционном праве, а императорской власти. Однако, данный проект предполагал и создание в России двухпалатного парламента, без согласия которого сам император не мог бы принять ни одного закона. Но именно император должен был вносить законопроекты в парламент. Также император должен был стать и главой исполнительной власти. Граждане страны, за исключением крепостных крестьян, наделялись, по проекту Н.Н. Новосильцева, широкими демократическими правами и свободами. Что касается административно-территориального устройства империи, то теперь Россия должна была стать федеративным государством (по факту Российская империя являлась на тот момент унитарным государством). В итоге, ни «Уставная грамоты», ни сопутствующие ей манифесты так и не были подписаны.

В 1820-е гг. сопротивление либеральным реформам со стороны консервативного дворянства становилось всё сильнее. Император прекрасно понимал, чем это может закончиться, вздыхая в минуты скорби о своем покойном отце. Пугающее влияние на царя оказывал и рост революционного движения в Европе, искры которого, попав в Россию, могли бы привести к настоящему пожару.

В этих условиях, Александр I не просто приостановил начатые реформы, но предпринял целый ряд реакционных мер: была ужесточена цензура, расширились права помещиков по отношению к крестьянам, началось преследование членов тайных обществ.

Основные даты по теме

  1. Создание военных поселений – 1810 г.
  2. Дарование Конституции Царству Польскому – 1815 г.
  3. Отмена крепостного права в Прибалтийских губерниях – 1816-1819 гг.
  4. Создание «Уставной грамоты Российской империи» Н.Н. Новосильцева – 1820 г.

Термины

  1. Военные поселения – способ организации армии, при котором солдаты занимаются не только военным делом, но и сельским хозяйством.
  2. «Уставная грамота Российской империи» – проект Конституции Российской империи, разработанный Н.Н. Новосильцевым к 1820 г.

"Полный курс истории. Теория и практика"

Закрепить материал на тренажере ЕГЭ по истории

Предыдущая статья: "Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг."

Следующая статья: "Внешняя политика Александра I в 1815-1825 гг."