В чём заключается умение преподавать?

Читать

В чём заключается умение преподавать?

Наверняка, вы в своей жизни сталкивались с таким учителем: он монотонно бормочет и бормочет, и бормочет, пока вы стараетесь не заснуть посреди занятия и вопрошаете небеса, за какие грехи вам послано это наказание. Или, быть может, у вас был профессор, лекции которого были настолько запутаны и непонятны, что вы заранее паниковали, представляя, как будете сдавать экзамен по предмету, в котором не поняли ничего. В чем же кроется талант педагога? В чем заключается умение преподавать?


Умение преподавать: как нельзя делать

Возможно вы сейчас стоит перед выбором профессии и думаете о том, стоит ли идти работать учителем? Или уже работаете и стремитесь к саморазвитию, ищите способы сделать свои уроки интереснее и понятнее, чтобы дети получали знания. Поговорим о том, что нужно и чего нельзя делать, работая учителем.

Встречались ли вам преподаватели, описанные выше? У моей знакомой, например, такой профессор был. Назовём его «Профессор N». Она училась на первом курсе экономического факультета и лелеяла мечту выпорхнуть из университета настоящей бизнес-вумен. На первой же лекции профессора N она поняла, что быть беде: впереди большие проблемы. Профессор быстро представился, пробежался по плану курса и немедленно приступил к лекции по микроэкономике. О боги, что это была за лекция, судя по рассказам моей знакомой! Во-первых, профессор избегал всякого зрительного контакта со студентами. Большую часть времени он просто монотонно читал свои записи и неразборчиво писал что-то на доске без каких-либо комментариев. Студенты наблюдали его спину и загадочные иероглифы на доске. Он же, казалось, шептал что-то доске вместо того чтобы разговаривать со студентами.

Несмотря на то, что он говорил по-русски, понять смысла его речи, «вылавливая» из этого бессвязного потока лишь отдельные слова, было практически невозможно. Моя знакомая была не одна такая: все студенты выглядели потерянными и несчастными на тех лекциях. Это, конечно, её в каком-то смысле успокаивало, но не сильно. Некоторые отчаявшиеся пытались задать профессору вопросы, ответы на которые способны хоть немножко пролить свет на содержание лекции, но отвечал он так же непонятно, как и читал лекцию. Семестр тем временем летел к своему завершению... Оценка моей знакомой по предмету профессора N была не тем, чем можно гордиться. Она еле-еле сдала экзамен. Но после этого она поняла кое-что важное. Она поняла, что находится на ложном пути, экономика (а тем более микроэкономика и злополучный профессор!) ей не нужна. Она перевелась на языковое отделение своего вуза, получила диплом переводчика и преподавателя английского языка и работает теперь в своё удовольствие. Она шутит, что благодарна преподавательским навыкам профессора N (точнее, их отсутствию) за то, что она наконец-то нашла себя.

Если бы кому-то пришло в голову написать книгу «Как нельзя преподавать», фотографию профессора N следовало бы поместить на обложку. Не поймите меня неправильно, профессор, как говорит знакомая, был абсолютно замечательным учёным, светилом экономики, гордостью университета, однако это не сделало его автоматически хорошим преподавателем, способным ясно донести материал до студентов. К сожалению, он был не в состоянии организовать и упростить материал и сервировать его на таком «блюде», которое подойдёт восемнадцатилетнему, ничего не понимающему в экономике ученику.

Наш профессор, которого я привел в пример, как вы понимаете, не один такой. Во всех областях: математике, экономике, физике и даже в иностранном языке – есть преподаватели, не умеющие совладать с материалом, выстроить его грамотно, понятно и логично, то есть так, чтобы студент понял, а ещё лучше – и понял, и по-настоящему проникся.

Умение говорить - прежде всего

В умении преподавать определяющее значение имеет умение говорить.

Кэн Бэйн, директор центра по повышению квалификации учителей в Нью-Йорке, потратил немало времени, определяя качества, которыми должны обладать самые лучшие преподаватели. Он наблюдал за такими учителями во время уроков и по итогам наблюдений составил список советов для тех, кто хочет усовершенствовать свои преподавательские умения. На первое место Бэйн поставил умение учителя говорить.

Важность хорошо поставленной, правильно интонированной речи, таким образом, переоценить сложно.

Что означает "умение говорить"?

Что такое «хороший разговор» в применении к преподаванию? Давайте посмотрим подробнее. Для начала, учитель должен воспринимать подачу материала скорее как беседу, а не как сольное выступление перед публикой. Вы должны взаимодействовать со студентами. Поддерживайте с учениками зрительный контакт, постоянно проверяйте, понимают ли ученики то, о чём вы говорите, обращайте внимание на мимику студентов. Скучающее или отчаявшееся выражение на большинстве лиц – красная карточка для вас. Улыбки и кивки головой – показатель того, что нужная информация понята. Ходите по аудитории, не стойте на одном месте, застыв, как изваяние. Выучите имена учеников как можно быстрее. Приглашайте студентов к участию: позволяйте им задавать вопросы, предлагать своё мнение и выражать свои взгляды. Используйте подходящий тон разговора, говорите аккуратно, тщательно подбирая слова, старайтесь быть максимально ясными. Меняйте направление беседы или чередуйте рассказ с новым видом активности каждые 10-12 минут, чтобы не потерять интерес студентов.

Наконец, говорите «тепло», то есть так, чтобы студенты чувствовали себя участниками разговора, а не подчинёнными на планёрке у сурового босса. Многие учителя, стараясь выглядеть более «академично», воспринимают самих себя и свои уроки слишком серьёзно. Если посмотреть на эту традицию в перспективе, становится понятно, откуда у неё «торчат уши»: действительно, в былые времена учитель был всезнающим мастером, идолом для поклонения, а задачей учеников было слушать и прилежно записывать каждое его слово. Но давайте вернёмся в реальность и снимем корону. Это упростит жизнь и нам, и студентам. Методы преподавания меняются, а с ними меняется и образ учителя. Если вы используете коммуникативный подход в преподавании, снять себя с трона всё-таки придётся. Вместо этого придётся также усвоить технику мягкого, тёплого, дружелюбного разговора, который улучшит учебную атмосферу и вдохновит студента.

На что следует обратить внимание

Каковы компоненты такого разговора? Что нужно делать, чтобы овладеть им? Говорите о сути вещей вместо того чтобы ходить вокруг них и неясно описывать свои цели. Вовлекайте студента в дискуссию и обсуждайте идеи вместе. Поработайте над чёткой формулировкой и максимально ясным объяснением даже сложных концептов. Рассказывайте историю вместо главы учебника (точнее, превращайте материал учебника в историю). Стимулируйте критическое мышление студентов. Привлекайте своё чувство юмора и старайтесь говорить на уровне студента, избегая слишком сложных синтаксических конструкций и непонятной лексики.

Умение преподавать – это большой талант, к развитию которого должен стремиться каждый практикующий педагог. Умение правильно говорить со студентами не только принесёт в ваш класс нужную атмосферу, но и благотворно скажется на успеваемости учеников. Ведь чем дружелюбнее, яснее и понятнее речь учителя, тем проще и интереснее для студента материал.

К оглавлению

Следующая статья: "Методы объяснения нового материала на уроке: принципы Ганье"

Смотрите также:

1. Критика учебников истории: чему учат детей?

2. ЕГЭ: хорошо или плохо для российской системы образования? Плюсы и минусы ЕГЭ

3. Что почитать? Топ-5 самых интересных книг для интеллектуального саморазвития