Методы объяснения нового материала на уроке: принципы Ганье |
Новые темы всегда даются нелегко. Как и всё новое. В данной статье мы познакомимся с тремя принципами планирования урока, разработанными Робертом Миллзом Ганье, американским психологом и преподавателем. Всего Ганье предлагает 9 шагов к успешному занятию. 9 необходимых шагов, без которых невозможно дать студентам новые знания. Три из 9 шагов связаны с началом урока. Это схватывание внимания студента, объяснение целей и задач урока и привлечение ранее изученного материала. Мы обратимся к следующим трём шагам, связанным с объяснением нового материала.
Объяснением темы важно заниматься очень методично. Ваша подача должна быть максимально доступной всем учащимся. Что нужно сделать, чтобы студенты усвоили новый материал максимально эффективно? Во-первых, сам учитель должен владеть материалом на высоте. Во-вторых, стоит воспользоваться специальной методикой подачи темы - принципами Ганье. Три шага Ганье к подаче новой темы:
- презентация содержания,
- обеспечение поддержки учеников,
- практическая самостоятельная отработка.
Поговорим о презентации содержания. Этот шаг связан с идеей наглядной демонстрации и объяснения нового материала. Урок должен быть спланирован таким образом, чтобы студенты получили информацию в самом удобном для восприятия формате и поняли тему, начали хорошо ориентироваться в материале. На этом этапе огромное значение обретает способность учителя говорить ясно, чётко, с правильной интонацией, своевременно преподносить подготовленные материалы. Объяснение нового материала – это тот этап, на котором учитель работает с полной отдачей. В идеале этот компонент должен занимать не более 20% урока. Остальные 80% - это работа со студентами по отработке, практике и закреплению. Тем не менее, эти 20% имеют огромное влияние на весь урок: от того, насколько учитель ясен и интересен, зависит весь остальной ход занятия и успех студентов.
Когда вы объясняете новые темы, используйте «тёплый язык»: будьте дружелюбным, открытым, вдохновляющим. Недавнее исследование, проведенное в колледжах США, показало, что самые успешные учителя с наиболее высокими показателями успеваемости у студентов – те, кто в совершенстве владеет речью и интонацией, обращаются со студентами по-дружески и подбадривает их, а не запугивает. Быть хорошим учителем – это как уметь рассказывать анекдоты. Неожиданно? Но подумайте: наверняка вы встречали прирождённых, блистательных рассказчиков, которых хочется слушать ещё и ещё, что бы они ни говорили. Любая история в их исполнении уморительна и интересна. Наверняка встречали и тех, кто способен «испортить» самый интересный рассказ скучной, запутанной или равнодушной манерой изложения. То же и при поднесении нового материала. Здесь мы говорим именно об этом. К какому типу рассказчика относитесь вы? Если вы хотите быть лучшим в своей области, хорошо бы походить на первого. Но для этого вы и сами должны великолепно владеть материалом. Подавайте тему, как историю, заставьте студентов почувствовать себя внутри нее. Если вы учитель английского и тема урока - это герундий, что ж, превратите герундий в сказочного персонажа, который запутался и не может понять, кто он – глагол или существительное. Ваша речь должна быть интересной, увлекательной и оживлённой, и тогда студенты будут слушать вас сами, без ваших напоминаний о том, что нужно сохранять тишину.
Итак, ясная подача, увлекательный язык, использование метафор и сравнений – всё это поможет вам представить новую тему максимально эффективно. Урок в этом смысле – кусочек торта. Понятно, что торт вкусен в любом случае. Но сервировать его можно по-разному: можно небрежно отрезать и «ляпнуть» на тарелку какую-то неоднородную кашу, а можно аккуратно и красиво сервировать, так что он будет выглядеть ещё более аппетитно. Понимаете, к чему здесь эта метафора и какое отношение она имеет к подаче темы? Какой кусочек торта студенту захочется больше? Ваши объяснения - это и есть "сервировка". Новый материал - "блюдо". Качественное объяснение нового материала - аппетитно накрытый стол из пищи для ума.
Перейдём к следующему этапу. Это обеспечение поддержки учеников в работе с новыми знаниями. Здесь вы становитесь гидом и отходите в сторону, открывая дорогу студентам. Ваши роли изменились. Из инструктора вы становитесь помощником. На этом этапе ваша задача – оказывать помощь студентам, которые пытаются запоминать, использовать и применять на практике только что полученную от вас информацию, материал. Продолжая пример с преподаванием иностранного языка, можно сказать, что это время играть с языком, делать ошибки, смотреть, как правила и материалы работают в реальной жизни, как слова сочетаются друг с другом, одним словом, время усваивать язык и говорить на нём. На этом этапе студенты ещё не могут действовать полностью самостоятельно и им требуется поддержка в освоении нового правила. Однако при такой поддержке они способны справляться с заданиями в группах и в парах, успешно осваивая материал.
Наконец, обратимся к третьему шагу, а именно – к практической отработке нового материала. Часто она становится заключительной частью урока. После того как вы объяснили тему и дали студентам попробовать себя под вашим руководством, самое время отпустить их в свободное плавание. Студенты должны показать, насколько они поняли и усвоили тему урока. Эта часть состоит из практики и оценки. Ученикам можно дать время на выполнение какого-то задания самостоятельно, а потом посмотреть, насколько глубоко их понимание. Так новое постепенно становится привычным.
Как связаны три этих этапа при объяснении? Все они вместе дают ответ на вопрос как объяснить новый материал. Сначала вы даёте информацию, свое объяснение, потом какое-то время разбираете тему вместе с учениками, а затем из тренера становитесь судьёй и оцениваете самостоятельную работу студентов, то как они усвоили ваше объяснение. Принципы Ганье могут быть применимы к преподаванию практически любого предмета. Выстраивая таким образом каждый урок и внимательно анализируя каждый из трёх шагов в собственном планировании, вы значительно улучшите результаты своих студентов и сами перейдёте на новый профессиональный уровень.
Предыдущая статья: "В чём заключается умение преподавать?"
Смотрите также:
1. Что почитать? Топ-5 самых интересных книг для интеллектуального саморазвития
2. ЕГЭ: хорошо или плохо для российской системы образования? Плюсы и минусы ЕГЭ
3. Критика школьных учебников истории: чему учат детей?
Мои заметки историка в Telegram
Мои заметки обществоведа в Telegram