Каким на самом деле был Иван Грозный?

Читать

Каким на самом деле был Иван Грозный?

Иван Грозный - первый русский царь. До него были лишь Великие князья. "Грозный" - с человеком с таким прозвищем, казалось бы, все понятно. Но не торопитесь с выводами, ведь "Грозным" Иван стал совсем не сразу...


Начало царствования

Изначально Иван Васильевич был лишь Иваном IV. Безусловно, детство у мальчика было тяжелое: он рано потерял отца и мать, бояре с ним обращались плохо. В 14 лет юный Иван венчался на царство, начав, наконец, проводить самостоятельную политику. И в эти годы первый русский царь совсем не стремился мстить своим прошлым обидчикам. У него было совсем другие цели.

В тот период (конец 1540-х - начало 1550-х годов) Иван IV собрал вокруг себя близких друзей, составивших "Избранную раду" и начал проводить масштабные реформы, затронувшие все сферы жизни общества. В возрасте уже 16-20 лет Иван IV провел настолько прогрессивные реформы, что едва ли даже какая-либо из европейских стран могла в этом деле сравниться с Россией.

Губная реформа и отмена кормлений

В прежние времена по всей стране сидели назначаемые сверху наместники Великого князя - кормленщики. Они так назывались, потому что "кормились", т.е. содержались от местного населения. Государство им не платило. И естественно кормленщики постоянно злоупотребляли своим положением и брали от народа гораздо больше, чем им было нужно. Народ страдал. Иван IV упразднил данный институт и вместо него ввел губных старост - избираемых "снизу" от народа должностных лиц, которые должны были следить за порядком в своей местности. Так формировалась выборная (!) система местного самоуправления. Царские наместники тоже были, но теперь им платили жалование из государственной казны, поэтому народ был избавлен от произвола бывших кормленщиков.

Запрет на обращение детей боярских в холопов

Дети боярские - это сословие мелких землевладельцев. Часто бывало так, что разорившись они брали деньги в долг и за долги были вынуждены становиться холопами более крупных землевладельцев. Иван же запретил обращать людей в холопство при любых обстоятельствах.

Стоглавый собор

К началу правления Ивана IV церковники сильно распоясались: не было дисциплины, нарушались обеты, падал авторитет священнослужителей. Иван же восстановил порядок в церковной сфере. Были изданы новые каноны, строго регламентирующие жизнь священнослужителей. Сборник новых церковных правил получил название "Стоглав".

Модернизация армии

Благодаря реформам Ивана IV стала значительно сильнее и современнее русская армия. Одна из главных заслуг Ивана IV в этой сфере - введение стрелецкого войска.

Проблема местничества

Местничество - это принцип распределения должностей, согласно которому лучшие должности достаются не самым умным и талантливым деятелям, а тем, кто происходит из более знатного рода. Иван IV стремился упразднить эту несправедливую систему, однако полная отмена местничества, скорее всего, повлекла бы массовое недовольство привилегированных сословий, поэтому Иван IV отменил местничество частично - в армии. Ведь от талантов полководцев напрямую зависела безопасность страны и допускать людей на высшие военные должности только лишь по знатности было бы очень нерационально и даже опасно.

Судебник 1550 г.

Все нововведения и реформы Ивана IV были закреплены в новом общерусским законе - Судебнике 1550 года. Издание нового свода законов, распространявшегося на всю страну, укрепило единство государства.

Смена курса

По-настоящему переломным моментом для Ивана IV стали лишь 1560-е годы, когда он ввел опричнину - режим кровавого террора с целью борьбы с предателями. Опричнина просуществовала с 1565 по 1572 года, а потом была отменена. Да и то этот режим распространялся далеко не на всю страну. Более того, некоторые историки положительно оценивают даже опричнину, считая, что именно после нее в России сложилось подлинно единое государство, подчиненное одному центру.

Вывод

В такие крайности, как положительная оценка опричнины, мы пожалуй, впадать не будем и признаем, что в правлении Ивана IV были как плюсы, так и минусы, а потому в равной степени не верно считать его только лишь прогрессивным благодетелем или же исключительно кровавым тираном.