Пропаганда в Третьем Рейхе

Читать

Пропаганда в Третьем Рейхе

В связи с постепенным рассекречиванием документов, изменениями в общественном сознании усиливается интерес современного общества к событиям Второй Мировой войны. Это связано и с проблемой воспитания патриотизма у молодежи. Совсем недавно стали доступны документы и материалы, рассказывающие о методах воспитания молодежи в Германии перед войной. Молодежь Германии подвергалась идеологической обработке со всех сторон.


Гитлерюгенд

В 1926 году был создан Гитлерюгенд, куда добровольно могли вступать молодые люди от 14 до 18 лет. В конце декабря 1928 г. все руководители организации съехались на совещание. Они объявили о создании так называемых «молодежных команд» для детей в возрасте от 10 до 14 лет. «Молодежные команды» стали прообразом будущего т.н. Юнгфолька для мальчиков и Юнгмэдель для девочек. В июле 1930 года был сформирован «Союз немецких девушек» (Bund Deutscher Madel, сокращенно - BDM) для лиц от 14 до 18 лет. Таким образом, структура Гитлерюгенда как всеобщей молодежной организации Германии выглядела следующем образом: Юнгфольк и Юнгмэдэль для детей от 10 до 14 лет, Гитлерюгенд (в узком смысле, как организация для юношей) и «Союз немецких девушек» для подростков от 14 до 18 лет. По принятии «Закона о Гитлерюгенде» от 1 декабря 1936 г. прежде добровольное участие в организации становилось обязательным. Гитлер говорил: «С десяти лет вы принадлежите Юнгфольку, с четырнадцати Гитлерюгенду, затем партии и государственной службе. А после службы в армии мы сразу возьмем вас в СС и СА, и так далее. В своей дальнейшей жизни вы уже никогда не будете предоставлены сами себе».

Первым лидером Гитлерюгенда стал 22-летний студент-юрист Курт Грубер. Начиная с 1928 г. стремительно возвышается на службе у Гитлера другой немецкий партийный деятель – Бальдур фон Ширах. В 1933 г. Ширах сменяет Грубера на должности руководителя Гитлерюгенда.

В организации активно занимались трудовым и военно-физическим воспитанием, но основная цель была даже не столько в изучении политических идей правящей партии, сколько в воспитании агрессии против так называемых «низших рас». Из материалов Нюрнбергского процесса известно, что молодые гитлеровцы привлекались для работы в германских концлагерях и, таким образом, участвовали в убийствах, насилиях, истязательствах пленных. В свою очередь, люди из СС привлекались для работы с молодежью в Гитлерюгенде.

Гитлерюгенд - организация военизированная. В феврале 1938 года 45 тысяч юношей было занято в военно-морском флоте, в моторизованных войсках насчитывалось 60 тысяч юношей членов организации Гитлерюгенд, 74 тысячи молодых людей включены в авиационные соединения и т.д. В ежегоднике Гитлерюгенда за 1939 год Штельрехт, сотрудник Шираха, писал: «Обращение с винтовкой должно быть так же естественно для каждого, как для ученика обращение с пером».

Происходило насаждение и расовых идей: специально для молодых людей в Гитлерюгенде сочинялись антисемитские песни, многие из которых были весьма агрессивны по содержанию, например: «Германия, проснись! Смерть еврейству! Народ, к оружию!».

Девушки Германии должны были быть в высшей степени старательны, послушны и прежде всего быть готовы к исполнению роли матери будущих солдат. Быть машиной для воспроизводства человеческого резерва для военных целей. «Девичьим предназначением» называло эту функцию руководство Союза германских девушек.

Молодежные СМИ

Идеологическая работа активно велась посредством СМИ. Основная задача - распространение идей антисемитизма. Этим занимались, например, газета «Der Angriff» («Нападение») - антисемитская и антикоммунистическая газета, "Volkischer Beobachter" («Народный обозреватель») - печатный орган НСДАП с 1920 г., "Das Reich" («Государство») и др. В этих изданиях неоднократно публиковались антисемитские статьи самого Геббельса: Например, "Еврей" в газете "Der Angriff" от 21 января 1929 г. "Мимикрия" в "Das Reich" от 20 июля 1941 г., и др. Преступная организация СС также имел свой печатный орган - "Das Schwarze Korps" (Черный корпус). "Illustrierter Beobachter" («Иллюстрированный обозреватель») был еженедельной газетой нацистской партии. Нацистский партийный ежемесячник "Der Schulungsbrief" («Обучающее письмо») доносил до масс в простой и доступной форме основы нацистской идеологии. "Frauen Warte" («Женский взгляд») – нацистский иллюстрированный журнал для женщин. Журнал выходил раз в две недели. Целью издания было, конечно же, идеологическое воздействие на женщин. Например, в статье «Мы – женщины в борьбе за обновление Германии» говорится о том, что женщины не должны быть активными в политике и общественной жизни, но должны быть хорошими домохозяйками и воспитывать своих детей в соответствии с нацистским мировоззрением.

Издавались журналы и специально для детей. Например, "Der Pimpf" («Пимпф») - ежемесячник для мальчиков-членов «Юнгфольк». Это издание сочетало в себе нацистскую пропаганду с различными приключенческими сюжетами. Аналогом "Der Pimpf" был журнал для девочек "Das deutsche Madel" («Немецкая девочка»). В отличие от "Der Pimpf" здесь не было волнующих приключений: девочки должны были учиться заботиться о раненых, готовиться к воспитанию детей и упорному труду.

Пропагандистские фильмы

Нацисты снимали пропагандистские фильмы. В 1933 году был экранизирован роман писателя Карла Алоиса Шенцингера «Гитлерюгендовец Квекс»: Хайни Фёлькер – герой романа выступает на стороне национал?социалистов против своего отца?коммуниста. Фильмы снимали и о евреях. Например, в начале войны были сняты такие антисемитские фильмы как "Jud SuB" («Сладкий еврей»), "Ewige Jud" («Вечный жид») и др.

Гитлеровская пропаганда в системе образования Германии

Идеологическая работа затронула систему образования. С 1933 по 1939 год проводилось упорное насаждение идей «Майн кампф» во всех школах и университетах Германии, так же как и в рядах Гитлерюгенда под руководством Шираха. Активно происходило насаждение расовых идей. Хьюго Фишер, член Имперского отдела пропаганды, в 1933 так писал о задачах немецкой системы образования: «Наша задача состоит в том, чтобы показать действия и опасности еврейской организации не только для нас, но также и для всех других народов. Это даст нашему движению огромную новую силу…». В школах использовалась брошюра Вернера Мэя «Немецкий Катехизис». Эта брошюра была основана на 25 пунктах программы НСДАП. Вот что, например, говорится в этой брошюре о расе: «Каковы основные характеристики нордической расы? Смелость, храбрость, творческая способность, требовательность, лояльность. Против какой расы сражается Национал-социализм? Против еврейской». Далее объясняются причины агрессии против евреев и т.д. Кроме того, имелся специальный справочник для учителей по расовому вопросу, для школы в соответствующем духе составлялись детские антисемитские книги.

* * *

Конечно, мы можем и должны учиться на опыте прошлого, делать выводы. Никто не отрицает ужасающий характер гитлеровского воспитания, но вот что удивительно: многие люди, прошедшее гитлеровское воспитание, легко сделали карьеру в ФРГ – в экономике, публицистике и дипломатии. Почему? Потому что получили преимущественное воспитание, закаливающее организм и характер? Нет, проблема в том, что не произошло осознание своей вины – она перелагалась на Гитлера. Солдаты и офицеры считали, что выполняют присягу, рабочие думали, что трудятся на благо Родины и т.д. Преодоление своего прошлого до сих пор является сложной проблемой для Германии.

"Полный курс истории. Теория и практика"