Философия ненасильственного сопротивления Махатмы Ганди

Философия ненасильственного сопротивления Махатмы Ганди

Принцип ненасилия обрел популярность в Индии благодаря политическому активисту и философу Махатме Ганди. В основе концепции лежит уважение к оппоненту, поиск компромисса и взаимопонимание. Причем, сам Ганди подчеркивал, что нельзя придерживаться принципов ненасилия, из трусости. Нужно отделять зло, причиненное человеком, от самого человека, отвечать только добром, но никогда не отступать от своих принципов.


Во время борьбы Индии за независимость от колониального правительства Англии, Ганди разработал принцип ненасильственной борьбы, который назвал Сатьяграха, что можно перевести как стояние в истине, или упорство в истине. Основная идея в том, чтобы воздействовать на правительство, перенося любые ущемления и даже насилие, не отвечая на него агрессивно. По сути, Индия начала просто игнорировать присутствие Англии на своей территории.

Можно считать, что Сатьяграха, берёт своё начало от знаменитого соляного похода 1930 г., когда Ганди с 79 последователями отправился на добычу соли. В то время, из-за налогов Британии, цена на соль в магазине была в 4000 раз больше её себестоимости. Налог так же распространялся на добычу соли, не позволяя местным жителям свободно добывать соль на собственной территории.

Таким образом, Ганди показал, что Индия не собирается повиноваться. За время, пока он добивался независимости Индии, было арестовано более 80 000 его последователей, и самого Ганди несколько раз брали под арест, но, в конечном счёте, благодаря принципам ненасилия и гражданского неповиновения, в 1947 году, Британское правительство, отказалось от своего присутствия в Индии.

Есть ещё один замечательный пример гражданского неповиновения. В 1955 году, в штате Монтгомери, существовал закон, о проезде чернокожих жителей в автобусах. Первые четыре ряда сидений, считались местами для белых, афроамериканцы не имели права сидеть там, даже если все остальные места были заняты. При чем, если места заняты во всём автобусе, чернокожий был обязан уступить место белому человеку.

Акция протеста началась 1 декабря 1955 года. Идейным вдохновителем был М.Л. Кинг, который придерживался принципов ненасилия и был сторонником идей Ганди о гражданском неповиновении. Чернокожие начали игнорировать автобусные маршруты и либо ходили пешком, либо просили знакомых подвести их, если у последних был автомобиль. Акцию окрестили «Ходьба во имя свободы».

Автобусные компании потеряли 70% дохода и власти начали преследовать активистов движения. За год бойкота автобусных компаний было арестовано более ста чернокожих. Афроамериканцам постоянно угрожали и представители ку-клукс-клана, но, в конце концов, в декабре 1996 года, закон был отменен, что стало очередной победой для идеи гражданского неповиновения посредством ненасилия.

Таким образом, можно с уверенностью говорить, что философия ненасилия, прекрасно работает, не только как набор этических принципов, но так же как средство мирного урегулирования различных социально-политических конфликтов.