ED-STAR: Образование и саморазвитие

 



Краткий экскурс в социальную философию

социальная философия кратко

Социальная философия - это раздел философии об обществе, его сущности и устройстве. Социальная философия изучает закономерности общественного функционирования и развития. Социальная философия стремится выявить закономерности и движущие силы истории (если они есть), выявить структуру общества, ответить на вопрос о причинности в историческом развитии: подчинено ли общественное развитие жесткой причинно-следственной связи (детерминизм) или нет (индетерминизм)? Поэтому социальная философия в некотором смысле сливается с философией истории и социологией.



Развитие идей социальной философии с древности до наших дней

социальная философия кратко

В античности считалось, что история циклична и все повторяется по кругу. Так считали, например, Фукидид, Геродот, Аристотель.

В Средние века появилась идея направленности исторического развития: от Сотворения к Страшному суду. Основы такого мировоззрения заложил Августин Блаженный в своей книге "Град Божий", где писал, что история есть арена борьбы града грешников и града праведников. Победить, конечно же, должны последние.

социальная философия краткоВ Новое время появляется идея прогресса социального развития. Большой вклад в социальную философию внесли немецкие философы нового времени: Кант, Гердер и конечно же Гегель с его законами диалектического развития. Более того, у Гегеля есть целая книга "Философия история". Гегель считает, что развитие общества есть процесс познания Абсолютным Духом самого себя. Абсолютный Дух в ходе самопознания стремится к свободе. Меньше всего свободы, по мнению Гегеля, на Востоке – там свободен лишь деспот. На Западе свобода была долгое время доступна лишь ограниченному кругу лиц. И наконец, современная Гегелю Пруссия являет для философа образец правового и свободного государства. Исходя из неравенства в развитии разных обществ, Гегель выделяет исторические и неисторические народы. Исторические народы вносят наибольший вклад в историю и развитие общества. Неисторические – лишь подчиняются и используют то, что было создано другими.

социальная философия краткоИдеи Гегеля во многом были развиты Марксом. Маркс создал диалектическое и материалистическое понимание социального развития. В основе социального развития, по Марксу, лежит экономика, то есть общественное производство. Экономика определяет все остальные сферы жизни общества (всего есть 4 сфера: экономическая, социальная, политическая, духовная), порождает противоборствующие классы. Борьба социальных классов - и есть движущая силы истории.

Позитивисты конца XIX - начала XX века призывали изучать только факты и не искать законов социального развития.

В начале XX века появилась идея о том, что история и вовсе не подчиняется ни каким законам, в ней все случайно. Для новейшего времени в социальной философии характерны релятивизм ("все относительно") и постмодернистская "разочарованность".

Для конца XX - начала XXI веков характерен спор между формационным и цивилизационным подходом к изучению истории, социальной философии. Формационный подход: все общества проходят в своем развития строго определенные стадии (первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм...). Цивилизационный подход: никто ничего не проходит, а есть лишь разные цивилизации со своей особой культурой; история – это бесконечный калейдоскоп рождающихся и умирающих цивилизаций.

Уникальную попытку синтеза формационного и цивилизационного подходов пытается осуществить сегодня отечественный историк Семенов Ю.И.

Критика современного общества как часть социальной философии

социальная философия кратко

К социальной философии можно также отнести различные философские школы и направления, критикующие современное общественное устройство, а также общественно-политические системы XX века. Так, например, представители Франкфуртской школы (Э. Фромм и др.) критикуют капиталистическое индустриальное общество за чрезмерное стремление за прибылями в ущерб гармонии человеческого бытия.

Философ XX века Карл Поппер напротив, критикуя радикальные правые и левые политические идеологии, выступает, тем самым, как бы в защиту капиталистической общественной системы. Карл Поппер в своей книге «Нищета историцизма» утверждает, что в истории нет никаких законов, все случайно и непредсказуемо. К. Поппер обильно критикует не только философию социального детерминизма, но и общественно-политические системы и идеологии XX века: фашизм, коммунизм и т.п.

В защита капиталистических и либеральных ценностей в след за К. Поппером выступает австрийский экономист Ф.А. Хайек, а также американский философ и экономист Ф. Фукуяма. Последний, в частности, писал в своей книге «Конец истории», что с распространением капитализма и либерализма постепенно наступит конец истории в смысле противостояния различных политических и экономических сил. Весь мир станет единой глобальной системой, а крах СССР есть предвестник конца эпохи биполярного мира. Однако, впоследствии Ф. Фукуяма отказался от некоторых своих идей и многое пересмотрел.

Постмодернистская критика современного общества выражена в трудах Жана Бодрийяра. Философ считает, что современное общество утратило связь с реальностью. Труд перестал быть производственной силой, а представительные органы власти перестали в действительности кого-либо представлять кроме самих себя.

Социальная философия и социология сегодня

В общем виде сложившиеся взгляды в социальной философии и социологии сегодня можно представить следующим образом.

Общество есть сложная динамичная система. Эта система включает в себя 4 подсистемы – они же 4 сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. В каждой сфере функционируют свои особые социальные институты.

Социальный институт – это исторически сложившиеся устойчивые формы совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение общественных потребностей. Основные социальные институты: деньги, собственность, производство, семья, школа, государство, армия, церковь и др.

Общество есть не просто совокупность индивидов, но их взаимосвязь. Каждый индивид сочетает в себе множество социальных ролей.

Социальная роль – это определенная модель поведения, обусловленная социальным статусом человека. Основные социальные роли: производитель и потребитель, родители и дети, учитель и ученик и т.д.

Социальные роли и статусы могут меняться. Изменение человеком своего положения в обществе называется социальной мобильностью.

В общественном развитии возможны прогрессы и регрессы, но в целом современное общество развивается поступательно, формируется постиндустриальное общество (термин Э. Тофлера), где все большую роль начинает играть наука.

Постиндустриальное (информационное) общество

социальная философия кратко

Современное общество в философии постмодерна рассматривается как информационное или постиндустриальное (т.е. пришедшее на смену индустриальному). Информационное общество можно определить как такое общество, экономической основой которого становится сфера услуг, а наука и информация начинают оказывать прямое влияние на экономику, превращаясь в факторы производства. Из самого термина видно, что для такого общества огромное значение имеют наука, информация, образование, квалификация.

Для информационного общества характерна высокая социальная мобильность, а также политический, религиозный и культурный плюрализм. Информационное общество начинает формироваться на Западе примерно во второй половине XX века. Также информационным можно считать и общество современной Японии. Современную же Россию трудно охарактеризовать однозначно. Она скорее находится на некоем переходном этапе.

Стоит отметить, что сам термин информационное (оно же постиндустриальное) общество был во многом развит в трудах американского философа и социолога Э. Тофлера. Э. Тофлер ввел понятие трех типов общество в соответствии с тремя экономическими «революциями»:

  1. Традиционное общество (возникло в результате неолитической революции примерно 5000 лет назад – переход к производящему хозяйству) – аграрное общество древности и средневековья.
  2. Индустриальное общество (возникло в результате индустриальной революции в XVIII – XIX веках – переход к машинному производству) – общество промышленного производства.
  3. Постиндустриальное общество (или информационное – возникает в конце XX века в результате «интеллектуальной революции») – общество господства науки и информации.

* * *

До настоящего времени вопросы о сущности общества и законах его развития остаются не решенными, как и многие другие вопросы философии. Человек, установивший бы эти законы с физической точностью по истине был бы величайшем гением, достойным любых самых престижных научных премий. Сегодня становится все более очевидно, что ответы на многие философские вопросы следует искать в сфере сознания. Кто знает, возможно законы истории и социальной философии также откроются нам если мы поймем, что есть сознание.

Читать другие статьи по теме




ED-STAR в соц. сетях

 


(c) ed-star.ru