Критика школьных учебников истории

Читать

Критика школьных учебников истории

Ни для кого не секрет, что в современной системе образования существует ряд весьма актуальных проблем. Сюда можно отнести разработку нового единого учебника истории, проблемы религиозного, духовно-нравственного воспитания, а также развитие толерантности и уважения у детей к другим народам и их культурам. Эти проблемы актуальны для всего образования в целом, а не только для истории. Но учитывая тот факт, что и религии, и культуры, и величайшие примеры духовности изучаются именно на истории, то для гуманитарных наук школьного курса все эти вопросы являются особенно важными. Как сегодня выглядит урок истории в средней школе, за что следует критиковать учебники истории? Чему учат наших детей на самом деле?


История, как известно, учитель жизни. И современное поколение она учит на примерах самых различных поступков людей прошлого. На уроках истории в средней школе у молодого человека, так или иначе, откладываются в сознании (и подсознании) определенные факты, модели поведения и нравственные оценки. История – это один из тех предметов, которые способны оказывать мировоззренческое влияние на ученика.

Морально-нравственный аспект является важнейшим на уроках истории в средней школе. Где еще, кроме как на уроках истории и литературы молодые люди смогут познакомиться, обсудить и дать нравственную оценку самым возвышенным и самым низменным человеческим поступкам? А это уже, так или иначе, скажется на их становлении как личностей, как граждан страны.

Критика учебников истории: пропаганда насилия

Современные учебники истории основаны на преподнесении материала с позиции приоритета социально-экономического и политического развития общества. Всё, что касается духовной сферы, даётся по остаточному принципу. Такой подход имеет свои основания, но порой дело доходит до абсурда. В наших учебниках походам Александра Македонского посвящен целый раздел из нескольких параграфов. Ведь если разобраться, то в своей сущности походы Александра Македонского являются исключительно завоевательными и направлены на достижение власти и богатство. И всё бы ничего, но на фоне этого мы видим, что таким важнейшим явлениям истории Древнего Мира как развитие буддизма, возникновение и развитие конфуцианства посвящен даже не целый параграф, а в лучшем случае пара абзацев! О каком духовно-нравственном воспитании можно говорить, если завоевательным походам мы посвящаем целый раздел, а проблемам крупной современной мировой религии – один абзац?! Подобные примеры можно найти и в учебниках истории для всех классов. Какова альтернатива этому подходу?

Говоря о нашем конкретном примере, проблемы возникновения и распространения буддизма, конфуцианства, христианства и т.п. кажутся куда более значимыми, чем завоевательные походы Александра Македонского. В состав РФ входит целая буддийская республика (Калмыкия), Россия – многонациональная и многоконфессиональная страна, проблемы толерантности здесь особенно важны. Как можно ожидать от учащихся толерантного и духовного поведения в жизни, если в школе, на уроках истории, по сути, не даются даже основы мировых религиозно-философских учений?! Зато обильно даётся некий экшн, которого и так в избытке в СМИ. Религия определяет культуру, культура – нравственность. Это основы основ и их мы упускаем сегодня. Наша критика учебников истории основана прежде всего на том, что уроки истории в средней школе сегодня больше пропагандируют насилие, нежели гуманизм.

Почему бы не посвятить целый раздел деятельности Будды? Почему бы не рассказать о том, как индийский принц, у которого было всё, который жил в роскоши, нашёл в себе силы отказаться от всего этого ради того, чтобы помогать людям. Его душа не очерствела, он искренне переживал за каждого человека.

Почему бы не рассказывать больше об основах конфуцианской этики? Китай славится сегодня своими порядками, где благородность и почитание старших – не пустые пафосные слова, а повседневная практика! Нам есть чему поучиться, и мы могли бы это делать именно на уроках истории.

Разумеется, особое внимание стоит уделить и христианству в рамках изучения истории Древнего мира.

Кто-то, возможно, возразит такой критике учебников истории и скажет, что так история превратится в религиоведение. Но это неверно. Никто не предлагает превращать историю в религиоведение. Религия – это лишь пример. В истории можно найти огромное множество других примеров для духовно-нравственного воспитания и больше внимания уделять им.

Это важно не только из соображений толерантности. Акцентирование детского внимания на самоотверженности, аскетизме, альтруизме религиозно-философских деятелей могло бы положительно сказаться на духовно-нравственном воспитании в целом.

Также кто-то может возразить против предлагаемого подхода и сказать, что учащиеся не будут знать экономической и политической истории. На это можно ответить то, что подавляющее большинство учащихся, оканчивая школы, и так постепенно забывает какие-то факты, даты, события. Зато в сознании остаётся лишь общая картина исторического развития общества, которая ассоциируется лишь с бесконечными войнами и интригами. Так пусть лучше у выпускников школ сформируется представление об истории не как о борьбе всех против всех, а как о пути развития гуманистических идей и нравственности. Знание социально-экономических и политических фактов пострадает незначительно. Зато выпускники будут «запрограммированы» на то, что жить – значит постоянно развиваться как нравственная личность, а не бороться против всех ради власти и богатства.

Преподавание истории – это мощный пропагандистский инструмент, что было доказано еще советской практикой. Придя к власти, И.В. Сталин первым же делом начал разработку нового учебника истории. Большевики были не глупы и прекрасно понимали, что преподавание истории в школе формирует сами мировоззренческие основы личности. Сегодня и мы должны иметь в виду этот факт, и направить силу истории в мирное, благоприятное, созидательное русло. Такова главная цель данной критики учебников истории.

А что если немного изменить расстановку акцентов? Изменить ее в сторону увеличения внимания к добродетелям Будды, Конфуция, Христа, греческих философ. Это будет не только крайне актуально в современных условиях, но может принести положительные результаты в деле морально-нравственного воспитания подростков на уроках истории в средней школе в будущем.