ED-STAR: Образование и саморазвитие

 

 

Как конспектировать лекции?

Как конспектировать лекции?

Как конспектировать лекции – вопрос актуальный отнюдь не только для студентов. Грамотное конспектирование окажет незаменимую услугу в деле профессионального саморазвития для любого человека.


Конспект – это письменное изложение информации, полученной из первоисточника. Этим первоисточником может быть, как учебник, монография или другой научный труд, так и рассказ лектора на занятиях в ВУЗе, курсах повышения квалификации.

Процесс конспектирования предполагает систематизацию услышанного или прочитанного с целью дальнейшего использования в личных целях. Работая с учебником, студент редко бывает ограниченным во времени на написание конспекта. Писать конспект, слушая преподавателя, намного сложнее. Во-первых, по причине того, что каждый лекторы по-разному излагают информацию:

  • Один монотонно озвучивает материал, как будто читает книгу;
  • Другой много говорит по теме, но останавливается на основных тезисах и дает время их записать;
  • Третий заставляет дословно записывать излагаемый материал.

Сэкономить собственное время и сделать свои конспекты более понятными и полезными помогут навыки скоростного конспектирования. Умение кратко и понятно записывать информацию пригодится не только студентам, но и секретарям, журналистам и другим служащим, которым приходится часто фиксировать и изучать большие объемы информации.

Какими бывают конспекты

Каждый человек усваивает информацию по-разному: кому-то проще работать с тезисами, а кому-то – пользоваться таблицами и схемами. Также цель, с которой составляется конспект, влияет на то, какое изложение информации будет более продуктивным.

Эти два момента определяют разные категории возможных конспектов. Выделяют пять их основных видов:

  • плановый;
  • схематический плановый;
  • текстуальный;
  • тематический;
  • свободный.

Если цель конспекта – подготовиться к семинару или публичному выступлению, то лучше составлять плановый конспект. При его написании нужно составить подробный план выступления или доклада с пунктами и подпунктами, а потом кратко, в два-три предложения раскрыть суть каждого пункта и подпункта плана. Чем точнее и подробнее будет написан план, тем информативнее и полнее будет раскрыто содержание.

В схематическом плановом конспекте все пункты плана являются вопросами. Кратко отвечая на них, можно хорошо проследить структуру и взаимосвязь полученных сведений. Такой вид конспекта позволяет хорошо усвоить информацию.

Если очень важны цитаты автора, например, в литературе, то лучше делать текстуальный конспект. Его составляют их цитат и выдержек из первоисточника, разных терминов и тезисов. Сложность составления такого конспекта заключается в том, что бывает трудно выделить важное.

Если одна тема изучается с разных сторон, с использованием нескольких источников – для наибольшей целостности картины, то составляется тематический конспект. Суть его не в том, чтобы законспектировать информацию, содержащуюся в каждом источнике, а в том, чтобы всесторонне изучить заданную тему.

Свободный конспект не ограничен в способах изложения информации. Он может содержать план, тезисы, цитаты, схемы и графики. Такой конспект является наиболее целостным и содержательным. Он подойдет для людей, которые могут использовать несколько приемов работы со сведениями.

Основные приемы скоростного конспектирования

Быстрого написания конспекта можно добиться двумя способами. Первый – быстрее писать, а второй – сократить сам путь, который проделывает ручка по бумаге. В первом случае часто может страдать подчерк, и в последующем будет трудно расшифровать записи, поэтому остановимся на втором способе.

Самый распространенный метод скоростного конспектирования – это элементарное сокращение слов, как при написании СМС. Это можно сделать с помощью:

  • использования аббревиатур – как собственных, в пределах терминов, используемых в конспекте, так и общепринятых;
  • использование математических символов вместо слов «сумма», «плюс», «минус» и т. д.;
  • удаления из слов всех гласных букв. Вначале это будет немного сложно, но немного потренировавшись, вы сможете так писать и понимать смысл написанного слова;
  • использования общепринятых сокращений слов – зам, орг, дет;
  • заменой длинных слов на более краткие иностранные. Например, слово «хорошо» на английское «Ок».

Более понятным конспект сделают знаки важности, которые можно придумать самому или использовать общепринятые символы: «!», «?», «NB», «PS».

* * *

Перечисленные правила конспектирования не являются единственными. Каждый человек способен дополнить их своими личными приемами и методами конспектирования, которые позволяют ему кратко излагать, а после усваивать значительные объемы информации. Именно поэтому у разных людей не может быть абсолютно одинаковых конспектов. Никогда не стоит слепо копировать чьи-то методы, имеет смысл создать свой, уникальный.

Читать другие статьи по теме

comments powered by HyperComments
ED-STAR в соц. сетях

 

(c) ed-star.ru