Александр I и старец Федор Кузьмич: невероятные факты жизни и смерти императора

 Александр I и старец Федор Кузьмич: невероятные факты жизни и смерти императора

Мало кто знает, но сегодня есть все основания предполагать, что великий русский император Александр I не умер в 1825 году, но тайно отрекся от престола, став отшельником и пережив и декабристов, и даже своего брата императора Николая I.


Император Александр I, как считается, правил страной с 1801 по 1825 гг. Мало кто знает, но именно при нем Россия была, по сути, на пике своего могущества (подробнее о том, почему это так смотрите здесь).

Почти сразу после официального объявления смерти императора Александра I в 1825 году по стране поползли слухи, что никакой смерти на самом деле не было. Император инсценировал свою кончину, чтобы отойти от государственных дел и всецело посвятить себя религии, став отшельником. Довольно быстро стало известно в народе и новое имя, под которым стал скрываться царь-отшельник - старец Федор Кузьмич.

Федор Кузьмич- это реальная историческая личность, старец, известный в народе своей мудростью, глубоким пониманием христианской религии и нравственными качествами. Какие же сегодня есть основания полагать, что Федор Кузьмич - это Александр I?

1. Александр "сдал" сам себя уже в начале правления

В начале своего правления Александр I неоднократно заявлял, что его цель и мечта - дать России Конституцию и жить после этого как частное лицо. Т.е. император был уже изначально настроен не на долгое правление до конца жизни, а на быструю модернизацию страны с последующим отходом от дел.

2. Разочарования и неудачи в политике усилили стремление Александра покинуть престол

На самом деле, время правления Александра I - это одна из высших точек развития Российской империи, когда даже Аляска была "наша". Однако, сам император считал свой внутриполитический курс неудачным, потому что принять Конституцию так и не удалось. Были два крупных проекта Конституции Российской империи: сначала проект М.М. Сперанского, потом Н.Н. Новосильцева, но оба документа так и остались проектами и не были реализованы из-за давления недовольных либеральными взглядами царя помещиков. Сам же император в личных беседах не раз признавался, что его это гложет, и он все меньше хочет заниматься государственными делами и все больше хочет обрести внутренний покой.

3. Усиление религиозности царя после победы над Наполеоном

Не смотря на то, что Александр I победил Наполеона, освободив от него всю Европу и став главным лидером европейской политики, война оказала на императора странный эффект: с каждым годом после войны император становился все более религиозен, все больше склонялся к религиозному мистицизму. Это проявилось и в политике Александра I: министерство народного просвещения было переименовано в министерство духовных дел и народного просвещения, расширялось изучение Закона Божьего в учебных заведениях России.

4. Раскаяние

Помимо неудовлетворенности от политики, Александр очень сильно переживал из-за смерти отца - Павла I, которого убили, по сути, с молчаливого согласия Александра, когда он был еще молод. Александр винил себя в случившемся и с каждым годом все острее и острее переживал о том событии многолетней давности. В минуты наиболее сильных тревог, Александр признавался своим приближенным, что настоящее успокоение находит лишь в религии.

5. Подготовка к уходу

Уже в 1823 году Александр подписал манифест, признающий наследником престола его брата Николая I. Сам по себе этот акт не является чем-то из ряда вон выходящим, однако в совокупности с другими фактами заставляет задуматься, что в то время Александр уже начал подготовку к "отходу" от дел, которые стали ему совершенно тягостны. А уже через 2 года было объявлено о кончине императора, также при весьма странных обстоятельствах. Ему было на тот момент всего лишь 47 лет. А.С.Пушкин написал тогда о нем: "Всю жизнь провел в дороге, а умер в Таганроге".

* * *

Конечно, в этой истории с Александром I куда больше вопросов, чем ответов. Но мозаика фактов сходится и волей-неволей приводит к одному выводу: вполне возможно, что так оно было - император не умер, а удалился из шумного и суетного Петербурга, чтобы всецело посвятить себя духовному самоочищению. Очень хочется в это верить, ведь данный факт никаким образом не меняет наших взглядов на политику России в XIX веке, зато заставляет хорошенько задуматься о не иссякающей глубине человеческой души.